- Ну, а теперь подобную задачу придумай сам, - говорит
учитель.
- Из пункта А в пункт Б вышел пешеход со средней скоростью
60 километров в час.
- Да ты что! Это только мы могли додуматься запереть учителя в туалете во
время перемены, чтобы сорвать контрольную, - смеется мой знакомый педагог. -
Нынешним, хоть всему классу "колы" выставь и еще обтеши на головах, -
бесполезно. Хоть казни, насадив на них. Мы были любимыми оболтусами, а эти хуже
предателей – равнодушные.
***
В четверти мне светила конкретная "пара" по литературе. А это было чревато
последствиями. Мне не покупали обещанный долгожданный мопед. Нет, книги я
читал запоем, но это были не программные - "Катерина - луч света в темном
царстве", ни горьковский козел Лука "На дне" и не бессмертные образы
революционных героев. Я читал то, что и положено 12-летнему мальчишке -
фантастику и приключения. Меня и сейчас не переубедить, что становление
характера любого пацана надо осуществлять на примерах "замученных героев". Все
серьезное читается позже, когда кончается детство.
Вот так я сидел и грустно размышлял: "Что делать?" И додумался. Мама моя
была человеком начитанным (работала библиотекарем), и я пристал к ней, чтобы
она мне своим языком пересказала шекспировского "Гамлета". Сам я не мог осилить
двух страниц, теряя суть повествования из-за витиеватого слога этого драматурга.
Мне, 12-летнему, он был, как учения Карла Маркса для взрослых - сплошная муть.
По моей просьбе ничего не понимающая мама прочла знаменитый монолог
"Быть или не быть?.." и я его, как попугай, вызубрил. На последнем уроке по
литературе все, желающие изменить в глазах учителя мнение о себе, читали свои
"любимые" стихи. Наша Елизавета Афанасьевна, зная своих оболтусов как
облупленных, только благосклонно кивала головой и не собиралась ничего менять в
классном журнале.
Я подговорил класс, и когда она, не обратив внимания на мою поднятую руку,
хотела спросить кого-то другого, все дружно запротестовали.
- Ну, Айвенго недорезанный, до стихов соизволили снизойти? - усмехнулась
она.
Я, не обратив внимание на ее замечание и встав в позу, громко произнес:
- Уильям Шекспир. Монолог Гамлета из одноименной трагедии.
Класс восхищенно наблюлал, как я завывал и махал руками, читая
бессмертный монолог.
Честно говоря, он был тогда для меня сплошной абракадаброй. Елизавета
Афанасьевна со стула не упала только потому, что он стоял у стенки.
На перемене она потащила меня за собой.
"Ну что за жизнь? - обреченно думал я. - Опять не угодил! Опять к
директору?!"
Меня заставили читать по новой. Преподаватели в учительской аж
захлебывались от хохота. В нашей домашней библиотеке мне намозолила глаза
книга с интригующим названием "Американская трагедия". И когда я на их вопрос
ответил, что перечитываю Теодора Драйзера, они вытаращили на меня глаза.
...Все лето я катался на мопеде и мучился, читая этот роман. Что самое
интересное - в десятом классе я уже почти всего Шекспира знал наизусть и спорил
с Елизаветой Афанасьевной, что американцев, как и всю зарубежную литературу,
надо читать в оригинале.
***
В тридцать лет я опять впал в детство, набирая в библиотеке полную сумку
фантастики и приключений.
Я катался по стране, и эти книги вдохновляли меня на дорогу.